наверх

Дачные сады формируют новый стиль

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург. Подробнее об авторе

 Дачные сады формируют новый стиль

Новаторским явлением в национальном садовом дизайне стали малые дачные сады. Развиваются они весьма самобытно. Прежде, в советские времена, большинство из них использовалось для выращивания полезных растений, но ныне их имидж изменился до неузнаваемости — плодовые и огородные культуры уступили место декоративным.

С уверенностью можно сказать, что именно на этих участках формируется новый стиль русского садоводства. Конечно, путь этот не прост, но, в прямом смысле слова, усыпан розами, георгинами, пионами, флоксами и клематисами. С полным правом такие сады можно назвать «букетными» или «цветочными», поскольку именно цветы являются их основой и формируют всю композицию.

Цветочный сад хорош только летом, и настроение его непостоянно: в солнечный день он красочен и ярок, в пасмурный печален, а пронизанный утренним туманом – романтичен.

Поддерживать такой сад в безукоризненном порядке очень сложно, но результат того стоит.

Строгой планировки цветочные сады не имеют. С одной стороны, в этом их художественный недостаток, с другой — огромное достоинство, поскольку отсутствие статичной композиции позволяет в любой момент без всякого ущерба произвести любые изменения, поменять местами компоненты. Так вместо газона совершенно безболезненно для сада может появиться водоем, клумба, каменистая горка или скамейка и также исчезнуть, не нанеся саду никакого вреда. Столь же пластичен и взаимозаменяем и состав растений — любые из них можно «приткнуть», где попало, а при их исчезновении без вреда для композиции посадить новые. Столь уникальным качеством не обладает ни один сад признанных стилей!

Чрезвычайно важной особенностью русских цветочных садов может считаться присутствие большого количества малых архитектурных форм: беседок, скамеек, «японских» и осветительных фонарей, всевозможных ваз и подвесных вазонов.

Особенно популярны многочисленные скульптуры из керамики, дерева и пластмассы. С точки зрения жестких критериев классического дизайна – это абсурд, но для самих хозяев такие сады становятся источником радости и бесконечного творчества.

Такое смешение стилистически разных компонентов несколько суетливо, но придает саду бесспорное своеобразие.

«Букетные» сады очень демократичны — наиболее логичны они рядом с обычными и даже невзрачными дачными домиками. И хотя многие дачные сады на самом деле не являются эталонами тонкого вкуса, но это своего рода экспериментальные сады, хозяева которых своим трудом и ошибками формируют новый стиль русского сада.

 

Яндекс.Метрика