От берега до берега...
Мостик — большой или маленький, декоративный или пешеходный — всегда является украшением сада, его изюминкой. Если же вы являетесь счастливым обладателем большого водоема, то без моста просто не обойтись, причем, в отличие от декоративных собратьев, большой мост требует основательного подхода, продуманности всех деталей и узлов.
У нас на участке водоем шириной около 6 м. Перебрав все возможные варианты конструктивного решения, решено было остановиться на деревянном сборном арочном мостике, изготовление которого под силу любому садоводу, умеющему держать инструменты в руках и имеющему желание сделать что‑либо необычное.
Основой конструкции нашего моста являются две двутавровые балки арочного типа, соединенные между собой настилом моста и оформленные перилами. Из всей конструкции самым сложным было разработать технологию и изготовить эти двутавровые гнутые несущие элементы — балки, способные выдерживать вес двух взрослых людей. Перед изготовлением балок надо опытным путем подобрать длину досок, которые будут их основой. Исходить надо из размеров будущего моста и желаемой стрелы прогиба арки — то есть степени прогиба моста. Прогиб для обеспечения достаточного сопротивления весу находящихся на мосту людей, по всей видимости, должен составлять не менее 10–12 % от длины моста. В нашем случае длина доски для арочной конструкции составляла 8,75 м, а величина стрелы прогиба — 70 см.
Тавровая конструкция была собрана на земле. Для этого к доске толщиной 20 мм, шириной 100 мм, длиной 8,75 м без зазора друг к другу были прибиты отрезки доски толщиной 50 мм, шириной 150 мм, длиной 300 мм.
Таким образом мы получили Т-образную конструкцию, обладающую гибкостью в сечении обычной доски. Чтобы изогнуть конструкцию до нужной величины, она была помещена между двумя упорами. Упорами служили вбитые в землю прочные колья (по два с каждой стороны), к которым были прибиты куски доски. Необходимо учесть, что расширяющая нагрузка, действующая на упоры, требует забивать их на глубину не менее 0,5 м. Эта глубина зависит от характера грунта.
После того как конструкция была закреплена между упорами, сверху к ней была прибита вторая доска толщиной 20 мм. Это позволило создать замкнутый силовой контур, способный нести вертикальную нагрузку. Аналогичным образом изготавливалась вторая балка.
Опытным путем установлено, что одна такая балка в состоянии выдержать суммарный вес около 150 кг. При 2‑хбалочной конструкции, как в нашем случае, не следует находиться в верхней точке моста одновременно более чем двум взрослым людям. Для повышения прочности моста можно порекомендовать 3‑х или 4‑хбалочную конструкцию.
Появившиеся после изгиба конструкции просветы между отрезками досок были закрыты декоративными ромбами, изготовленными из доски толщиной 20 мм и прибитыми гвоздями к этим отрезкам досок. Ромбы прибивались только с одной стороны (внешней для каждой арки). Элементы ограждения (стойки) были изготовлены из брусков 50х70 мм и соединены с балками с помощью болтов диаметром 8 мм.
Так были сделаны арки моста. Затем их дважды покрыли слоем «Пинотекс-ультра» и оставили для просушки между упорами.
Следующим этапом работы явилось изготовление опор моста. Основные требования к ним предполагают способность воспринимать распирающую и вертикальную нагрузку. В нашем случае для изготовления оснований использовалась армированная бетонная плитка размером 50х50 см, толщиной 40 мм, применяемая для мощения пешеходных дорожек. Одна из плит в вертикальном положении наполовину вкопана в землю и подкреплена во избежание излома двумя вбитыми в землю на глубину 60–70 см металлическими трубами диаметром 50 мм. К ней примыкает расположенная горизонтально на песчаном основании толщиной 15–20 см такая же плита, на которой находится конец арочной балки. Таким образом, на каждом из берегов водоема было сделано по две опоры — по количеству арок моста.
Теперь на подготовленные основания устанавливаются наши балки-арки. Чтобы балки не распрямились в момент их вынимания из упоров, следует предусмотреть стяжку, фиксирующую их концы (для этого использовались доски толщиной 20 мм).
Перемещение и установка балок, имеющих достаточный вес, были выполнены тремя мужчинами. Установленные в вертикальном положении балки фиксировались подпорками до момента завершения сборки несущей конструкции, то есть до надежного соединения балок между собой. Соединили балки путем установки между ними кусков доски толщиной 40 мм и соответствующей длины (крепили с помощью металлических уголков и шурупов) с шагом 0,5 м и изготовленных из бруска 50х50 мм раскосов, придающих конструкции необходимую жесткость.
Настил моста выполнен из брусков 40х70 мм, которые были дважды окрашены «Пинотекс-ультра», а затем прибиты к балкам с зазором между собой 10 мм.
Перила моста изготовлены из бруска 40х70 мм, соединены со стойками ограждения с помощью металлических уголков и шурупов.
Для входа/схода с моста изготовлены крылечки, которые одновременно закрывают плиты оснований.
Для изготовления решетки ограждения использовалась доска толщиной 20 мм (можно тоньше) и шириной 10 см.
Прошло почти 10 лет. Сад менялся и взрослел. Мостик получил новые перила и по-прежнему главное украшение сада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru