Картина маслом
Прогулка по саду Валерия Дедуха
Дом строится от печки, театр начинается с вешалки, а что-либо рукописное – с заголовка. Мне понравилось название «Картина маслом». Кратко, ёмко, но, как сказал Валерий Дедух, совершенно не отражает реалии. Валерин сад – скорее акварель, пастель, ну, на худой конец, – гуашь, но ни в коем случае не чопорное масло, которое по своей сути константно! Поклонники импрессионизма со мной совершенно справедливо не согласятся, но это мои ассоциации. Я никому их не навязываю…
Сад Валерия Дедуха находится, как говорили раньше, «за сто первым километром». На эту добровольную ссылку он решился, руководствуясь максимой Остапа Бендера, сказанной, правда, по другому поводу: «В центре таких субтропиков давно уже нет, но на периферии ещё встречаются». Красота, открывающаяся с верхней точки участка, завораживает: склон юго-восточной экспозиции, переходящий в луг, по которому периодически бродят журавли. Как человек с орнитологическим прошлым, могу ответственно заявить – это круто!
А если кинуть взгляд ещё метров на сотню вперёд, то открывается один из многочисленных поворотов Вуоксы – жемчужины Карельского Перешейка. В конце апреля, каждый год, как по расписанию, здесь останавливается стая лебедей. Мое орнитологическое прошлое прям-таки вопиет от зависти!
Верхней частью участка, его началом, является выпирающая из недр земли громадная, как лоб какого-то великана, гранитная скала – подарок от прошедшего здесь ледника. Она и сама по себе великолепна, но после добавления некоторых акцентных и фоновых растений, скала заиграла новыми красками. С одной стороны, осталась первозданная дикость, с другой – появилась некая очеловеченность. Вид скалы если не полностью позволяет понять флористические и стилистические пристрастия автора, то явно подсказывает, по какому направлению идти не надо.
А что гадать, пожалуй, спрошу-ка я самого хозяина этого сада.
Валера вышел встречать меня к калитке, как и положено творцу, в кирзачах и видавшей виды фуфайке. Униформа умеющего и любящего работать не только головой человека.
Опускаю дифирамбы и перехожу к тому, что интересует лично меня. Прежде чем перейти к «шалфейным рекам и осоковым берегам», интересуюсь, что же украшает его шикарную скалу. И сразу – почему именно это, а не другое.
Так вот. Одним из первых поселенцев на этом месте была Сосна горная «Columnaris». Выбран был именно этот сорт именно этой сосны по двум причинам. Нужна была вечнозелёная вертикаль заданного роста. Понятно, что многочисленные лиственные колоновидные не подходят по причине листопадности, а, к примеру, природная форма ели сербской – по причине быстрого роста и конечной высоты аж в 20 метров. Это явный перебор! Вот так, методом исключения выбор пал на сосну горную «Columnaris».
Сейчас, спустя несколько лет после её посадки, стали выявляться и минусы. Как и большинство сортовых горных сосен, она слишком шустро растёт в условиях белых ночей. Соответственно, междоузлия вытягиваются, сосна становится рыхлой, и, наверное, чересчур аккуратной, немного парковой. А вот к ели сербской «Pendula Bruns» – никаких претензий. С чудинкой, непредсказуема – как хочет – так растёт. Способна на любые выкрутасы. Ель обыкновенная «Inversa» по сравнению с ней – строгий дипломат во фраке. Есть ещё ель обыкновенная Loreley и замечательная ель колючая «The Blues».
Таким образом, с вертикалью на скале вопрос был закрыт. Немного оживить «ноги хвойных с лёгкостью смогли можжевельник даурский и несколько сортов можжевельника горизонтального, стелящегося по подножию скалы. А вот с кизильником Даммера в какой-то степени произошло фиаско. И вина целиком, признаюсь, лежит на мне. Я посоветовал Валере любимый мною кустарничек, чтобы прикрыть часть скалы. По моим умозаключениям куда как хорошо будут выглядеть брусничные листики кизильника на этом месте. Ан нет. И разрастается кизильник стремительно и самое главное – выглядит, особо по осени, когда в саду полыхает изысканный багрянец, вульгарно. По меткому определению Валеры, кизильник Даммера для него, как губы женщин с «пониженной социальной ответственностью», густо накрашенные помадой. У меня такой нетерпимости нет, видимо, я более толерантен, но это Валерин сад, и только ему решать, что тут уместно, а что – ни в коем случае… Пожалуй, с чем я полностью согласен, так это с тем, что этот, в принципе, хороший кустарничек, стал портить природную дикость скалы.
А вот следующий флористический артефакт примирил нас на 100%. Пихта корейская «Green Carpet». Очаровательный хвойный кустик с гордо торчащими вверх шишками. Вот парадокс – от горшка два вершка, а шишки наличествуют…
Чуть ниже скалы – обломки от фундамента старого, теперь уже разобранного коровника. Стать ковбоем – совсем не мечта Валеры, поэтому остался фундамент, который сам по себе является украшением сада, своего рода малой архитектурной формой. Внутри фундамента – акцент – берёза Йонги. Ловит взгляды с любой точки участка. Ведь и не совсем плакучая (хотя является именно таковой). Скорее причудливая… Прикрывают развалины фундамента палочка-выручалочка стефанандра. Прекрасный выбор! И сама по себе красавица.
Но это всё «цветочки». Преамбула, так сказать. Со средней части склона, вниз, до самого конца участка течёт река (привет Питу Удольфу!). У великих мастеров можно заимствовать идеи, если идеи первоклассные. А тут именно тот случай.
Иллюзия реки полная, хотя замысел автора ещё не полностью воплощён – река не имеет своего логического завершения. Но ещё пара лет и всё станет на свои места. Шалфей трёх сортов – полная иллюзия живой воды. Я спросил Валеру, какой сорт шалфея для него №1. Ответ был для меня неожиданным: «У всех есть свои плюсы. Каждый хорош по-своему. И «Ostfriesland» и «Viola Klose» и «Caradonna». А ‘Blauhugel’ и «Amethyst», они же супер! Нет. Не могу дать первое место. Эти все офигенные!».
Тогда скажу я. Лучший рейтинг по этому списку – у «Cаradonna». Этот сорт неповторимо красив осенью своей окраской. Короче, шалфей для любителей облагороженных открытых пространств – ну, почти, «наше всё». Согласитесь, мало какое растение обладает столь обширным набором качеств. Нарастает быстро: из былинки в два побега за пару лет становится в диаметре, как тазик для салата оливье. А цвет! А склонность к ремонтантности!
Валера миксует сорта шалфея друг с другом со знанием дела. Это фактически «градообразующий» многолетник в здешних реалиях. Высшим пилотажем, на мой взгляд, является Валерино «know how» – дифференцировать и ранжировать его сорта по декоративности в отцветшем состоянии.
Про себя Валерий говорит: «Я – начинающий садовод». По факту – да. Всего лет 7 прошло с того дня, как он в первый раз воткнул лопату в землю на этом участке. А по жизни – лично я фактически не сталкивался с таким серьёзным отношением к нашему общему делу – садоводству. Для него никогда цветы не делились на «красненькие и синенькие». У каждого растения есть свои уникальные свойства. Поэтому у каждого растения есть своё имя, отчество и фамилия. И преимущественно на языке оригинала. Поэтому мне с Валерой разговаривать на интересующие нас темы легко. Ибо эти правила игры он принял легко и сразу. Причём, (Валера, заткни уши и закрой глаза, - я сейчас тебя хвалить буду) познания в латыни, да и в бинарных русских названиях растений для него не самоцель, а средство нормального общения с каталогами, литературой и своими коллегами.
Всё. Перехожу с личностей обратно в сад.
В качестве «берега» этой цветочной реки служит осока пальмолистная – палочка-выручалочка для нашего региона. Её у Валеры три разновидности – чуть разные по окраске, создающие неповторимые оттенки в групповой посадке. Кстати, слухи об агрессивности осоки пальмолистной сильно преувеличены. Да, она разрастается довольно шустро, но не становится при этом сорняком.
Прекрасным тандемом с шалфеями оказался котовник. Слега расхристанный, небрежный, он лишь дополняет свечевидные соцветия шалфея. Уж извините меня за желание расставить сорта по значимости. Подогнать под своё определение красоты, есть у меня такой грешок, есть. Так вот, из котовников фассена, да и вообще котовников, самый лучший – «Walker’s Low». Мало отличимый от него – «Junior Walker's». Может, где-нибудь под Воронежем или Харьковом он и отличается от предыдущего сорта, но наши знаменитые белые ночи делают высоким то, что по всем данным должно быть компактным. А вот знаменитый сорт «Six Hill Giant» у Валеры на вторых ролях, а по мне он – один из лучших, несмотря на то, что слегка заваливается. Но делает это весьма грациозно…
Из природных видов котовника крупноцветкового самый, кажется, крупный Nepeta sibirica - котовник сибирский. Возьмите на заметку, если не в курсе…
Устали от синевато-сиреневого настроения? Вот вам котовник жилковатый – N. nervosa сорт «Dawn to Dusk» – с розовато-льдистым оттенком.
В визуальной близости от котовников посажена целая куртина перовскии ( Peróvskia). Совершенно чумовой многолетник с сизоватыми листьями и голубоватыми цветами. Я был горячим противником попадания перовскии в Валерину «реку». Мол, не зимует, зона не та. Ну и прочую скучнейшую муру приплетал от якобы многоопытного товарища. А Валера посадил, и зимует она у него не первый год. Я лишь утёрся. Правда, внешний вид претерпел некие изменения. И листва стала с явной зеленцой, и сам куст потерял грацию…
Чуть не упустил то, чего упускать никак нельзя! Злаки. Вернее, более уважительно: Вселенная под названием Злаки. Как мы знаем, природного сада не может быть без травы. Ну, этого у Валеры в изобилии! Началось всё с сеслерии осенней. Стопроцентно удольфианское растение. Но уж очень медленно нарастает. Всё-таки, Карельский перешеек – это вам не Нидерландщина. Хотя, конечно, это вопрос времени. Пройдёт ещё пару лет и сеслерия, как и задумывалось, станет своеобразным, необычным «полем», из кочек которого каждый год вырастают декоративные колоски такой нужной нам, садоводам, средней высоты, см в 50-60.
Вейники в ассортименте – это короли. И, конечно, король королей – это «Карл Фостер». Он, как хамелеон, меняет окраску в зависимости от времени года. От розоватой весной, через зелёную и до такого нужного соломенного цвета осенью. У Валеры их целая гвардия – штук 70. А они именно так и играют – в массе. Вещь!
Минуем распиаренные «Overdam» и «Avalanche» с белёсыми полосками на листьях. Вейник – не то растение, ради которого нужно пойти разглядывать эти полоски. В нём главное – фактура. Мощь, а для ощущения этой мощи в полной мере достаточно Карла Фостера. К тому же, Валера не заражён бациллой коллекционирования, которой, например, награждён я. Для него то или иное растение – средство для написания той самой «Картины маслом». И если в каком-то случае акварель расплывается, то она не подходит. А в другом случае вот такая акварельная размытость нужна, чтобы сгладить острые углы и чёткие грани. Правда для того, чтобы добиться того результата, которого он добился, ему пришлось в какой-то мере стать коллекционером. Потому что это интересно, а также для создания неких «запасников», где «материал» хранится до поры до времени.
Отвлёкся от вейников, а ведь есть ещё в арсенале Валерия и вейник бриллиантовый. Растение для любования. Та самая «капелька росы», про которую любят писать поэты – это совершенно прямая ассоциация. Мы говорим: капелька росы, подразумеваем: вейник бриллиантовый. Кто ещё не знаком с ним – восполните этот пробел – «Calamogrostis brachytricha». Некоторыми систематиками он рассматривается всего лишь как форма вейника остроцветкового.
Молиния, некоторые осоки – всё к месту. Ничего не режет глаз. Но у нас не прогулка по ботаническому саду, а посещение картинной галереи. Хотя без упоминания двух злаков я не могу обойтись никак. Во-первых, это чий вейниковый - Achmatherum calamagrostis. Незаурядный злак, до недавнего времени он числился ковылём. Отдалённо его и напоминает. Красив до невозможности. Ковыль у нас не растёт. Чий – пусть не полная его замена, но интонационная – вполне.
И второй злак, без которого невозможно, наверное, обойтись, это щучка. Но щучка щучке рознь. НЕ всякая щучка – «dеschapsia». Валера виртуозно разнёс в пух и прах те сорта, которые для садоводов-мастодонтов считались неприкасаемыми и, априори, самыми лучшими. Однако нет. И разваливаются они, и сеяться непомерно… Так что хвалёные «Goldtau», «Bronzeschhleier» – за забор. А на подиуме остался лишь сорт «Scotland». И метёлки с розовинкой, и не разваливается после цветения. Прима, а не щучка! Но хочу добавить, что это касается конкретных условий данного сада: достаточно большой уклон участка приводит к тому, что признанным фаворитам щучек не хватает воды и развиваются они порой ущербно.
Большое значение для сада имеют древесные. Причём у Валеры все сплошь знаковые, и каждое выполняет свою роль. Нет, не так. Роль у всех одна – в той или иной мере делать сад незабываемо привлекательным. Рябина смешанная «Dodong», наверное, самая обычная из всех. Хотя ещё недавно садоводы посчитали бы за счастье просто обладать саженцем рябины этого сорта. Клёны – куда же без них! Их у Валеры много. Но проходных нет. Всё по делу. Здесь и зеленокорый, и красавец ложнозибольдов, и незнакомый мне трёхцветковый, и сорт клёна полевого «Carnival».
Что-то я хорошо знаю, что-то мне бы только хотелось приручить, но это жутко интересно. Смотреть за взрослением дерева, следить за его развитием, ждать и в какой-то мере гадать, какими красками вспыхнет в эту осень, к примеру, клён маньчжурский. Это ожидание добавляет элемент непредсказуемости и спонтанности в наше, не побоюсь этого слова, изобразительное искусство.
А вот груши. Да нет, не мичуринская и Чижевская (хотя есть и они), а, наверное, самая причудливо окрашиваемая по осени – груша уссурийская, и вообще не похожая на грушу – иволистная – с ароматными цветками и каменными на ощупь плодами. На вид они – груши, как груши. Только микроскопические. К тому же и сорт декоративный – «Pendula», с поникающими почти до земли ветвями.
Получается своеобразный лесок из различных изюминок. В котором нашлось место и аралии маньчжурской, и стремящейся вверх рябине «Autumn Spray», и рябине с жёлтыми плодами «Joseph Rock», и совсем не похожей на рябину – рябине Ария. И самой лучшей в мире магнолии «Wada’s Memory».
Особое место и в сердце хозяина сада, и в самом саду занимают яблони. Декоративные яблони. Я бы сказал, в высшей мере декоративные. Чего стоит «Rixi» с розовыми с перламутром цветами в начале июня и листьями цвета креветки под осень! А «Prairie Fire», одевающая к сентябрю свой пламенеющий наряд! Вся, вся усыпанная яблочками размером с ноготь мизинца. Держатся они на дереве аж до февраля. Ну, если их не склюют вездесущие снегири да свиристели… А вот и моя любимица – «Brandy Magic». Я слышал её под другим названием –«Розовое дерево». Не удивительно! Всё деревце покрыто нежно-розового цвета махровыми(!!!) цветами. Ну, чем не розочка!
А ещё есть «Ola». Ярчайший всплеск красок осенью. В суровые зимы вертикальные побеги могут подмёрзнуть. В этом случае «Ola» станет более раскидистой, что ни в коем случае не умаляет её красоты. Осенняя окраска остаётся всё та же – глаз не отвести. И маленький бонус. Плоды у этой яблони вполне съедобные. Красивые и вкусные – чего ещё желать…
Есть сады, хорошие сады, в которых заходишь в калитку, делаешь «круг почёта» и уходишь по своим делам. Воспоминаний – чуть. Просто галочка в памяти – я тут был. К данному саду лично я возвращаюсь мысленно достаточно часто. Вне всякого сомнения, в этих воспоминаниях есть место зависти. Конечно, белой. Надеюсь, она конструктивна и сможет помочь мне лучше воплотить что-либо ново-волновое, если не в своём саду, то в чьём-нибудь ещё. И уже Валера со всей ответственностью сможет давать мне советы: как, куда и что посадить.
А зимой сайт Валерия Дедуха naturgarden.ru помогает мне не забывать о том, что Красота совсем рядом и встреча с ней ожидает меня совсем скоро.
И, как мне кажется, вполне естественно, что Валера не стал огородником, взращивающим брюкву и повышающий урожайность смородины, а отдал все свои душевные и физические силы на создание Красоты. Неповторимой, только своей «Картины маслом»!
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru